Районный конкурс «Лучшая предметно-развивающая среда ДОУ 2017»

                                        «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека.    Чтобы воспитать другого человека, надо изменить общество».   

Э. Фромм

Современное образование в этой связи становится самым активным участником процесса выхода из кризиса, а центральной фигурой этого процесса является педагог, воспитатель. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни,  складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды — всего того, что принято считать культурой воспитания.  При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений:  оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, — рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования определяют требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения, которые включают принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости. Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состояние с определенной мобилизацией нервных и психических функций человека, которая способствует их длительному сохранению и развитию. «Комфортный» – такой, который благоприятно отражается на самочувствии, доставляет приятное ощущение.

Дискомфортный мир – это мир опасный, нарушающий сложившиеся ритмы, несущий дезорганизацию свыше приемлемого уровня. Он ценностно негативен. Для комфортного существования человека необходимо удовлетворение базовых потребностей.

А. Маслоу выделил пять основных групп базовых потребностей человека:

1. Физиологические потребности, связанные с удовлетворением нужды в пище, одежде, других материальных ценностях, без которых невозможна нормальная жизнь.

2. Потребности в безопасности, в защите от угроз всему тому, что ставит под удар жизнь и здоровье, экономическую обеспеченность, уверенность в своем будущем и будущем членов семьи, близких и т.п., которые становятся доминирующими в условиях социальной дезорганизации. В исследованиях А. Маслоу показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие.

3. Потребности в зависимости, привязанности и любви, или как еще их обозначают, в межличностных связях. Согласно концепции среды как места человеческого существования К. Норберта-Шульца, обучающийся не просто проникает в окружающий мир, но постигает разные миры, являющиеся отражением настоящего и прошлого человеческого опыта аккумулированного в данном конкретном учебном заведении. В качестве интегративной ценности образовательной среды должно выступать восприятие человеком образовательного пространства учебного учреждения как «своего». Исторически, психоэмоциональные характеристики учебного учреждения, вызывают у человека определённые ассоциации и оказывает опосредованное влияние на поведение человека (преемственность и традиции учебного заведения).

4. Потребности в самоуважении (уверенности в себе, компетентности, мастерства, достижений, независимости и свободы) и оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственная оценка).

5. Потребности в реализации потенциала личности, в самоактуализации, «желании стать тем, кем ты можешь стать».

В нашем детском саду 4 разновозрастные группы. Предметно-игровая среда групп организована таким образом, что­бы дети имели возможность заниматься любимым делом. Разме­щение оборудования по принципу нежесткого центрирования по­зволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим ин­тересам.

В группах созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искус­ства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безо­пасности. Организация и расположение центров и зон рационально, ло­гично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задача­ми воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, ин­тересами мальчиков и девочек.

Для того чтобы оценить, насколько успешно идет процесс по созданию развивающей среды для педагогов и детей, коллектив нашего «Колокольчика» принимает активное участие у районном конкурсе, который проводится отделом образования администрации Кирсановского района и называется «Лучшая предметно-развивающая среда ДОУ». 

В результате мы планируем оснастить территории и помещения групп новым оборудованием, а также создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: познавательное, эстетическое, игровое и оздоровительное. 
Организовать предметное окружение детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья и повышения уровня общего развития. 
Целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка; 
свободное ориентирование в пространстве и времени, легкая адаптация воспитанников к последующей школьной жизни. 
Результаты инновационной деятельности коллектива по обеспечению предметно-пространственной среды отражать в публикациях региональных  СМИ.

Понимая всю важность этой проблемы, мы прогнозируем и риски:

  • Подготовленность и компетенция  педагогов в вопросе создания предметно-развивающей среды.
  • Способность педагогов поддерживать предметно-развивающую
  • Отсутствия заинтересованности родителей по организации ПРС.
  • Недостаточный капитал вложения в организацию ПРС.                                                                                                                                                                                                    При подготовке статьи использованы материалы:
  • Кибирева О. Н., Полынская Е. Ю. Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 99-102.)
  • web — сайт: https://refleader.ru/polatyjgeyfsaty.html

Фильм о «Колокольчике»  — «Приходите в гости к нам!» (ссылка)

Материал подготовила: воспитатель Попова М.А.

Наша заявка на конкурс


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *