Методические рекомендации при проведении открытого мероприятия для педагогов

Открытое занятие (НОД – непосредственно-образовательная деятельность) и мероприятие – одна из важных форм методической работы педагога, действенная форма распространения передового педагогического опыта, является важным элементом образовательно – воспитательного процесса.

В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия, не представляют особенностей их подготовки и проведения.

Открытое занятие (НОД) в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный образовательный процесс.

Для проведения открытого занятия (НОД) может использоваться любой вид образовательной деятельности.

 

Модели открытых занятий (НОД).

  1. Открытое занятие для коллег. Здесь возможна демонстрация классического занятия в рамках учебы молодых преподавателей или демонстрация коллегам своего опыта по применению новых педагогических технологий, методов обучения.
  2. Открытое занятие педагога — новаторас целью демонстрации возможностей овладения инновационной деятельностью.
  3. Открытое занятие в присутствии администрации и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.
  4. 4. Открытое занятие на конкурсе «Воспитатель года»на региональном или федеральном уровне.

 

К подготовке и проведению открытых  занятий (НОД) предъявляется ряд требований:

Выбор темы открытого занятия(НОД)  предоставляется педагогу с учетом анализа материала на котором он сможет лучше показать применяемые методические приемы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия. Тем не менее рекомендуется отдать преимущество более сложным темам программы, темам недостаточно освещенным в образовательно – информационной литературе или темам, требующим особых методик для успешного освоения.

Открытое занятие (НОД)  должно иметь методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим это мероприятие. Формулировки методической цели многообразны. Например: «Ознакомление педагогов с методикой развития у воспитанников навыков решения проблемных задач» или «Показать посещающим мероприятие методику организации деятельности в малых группах» и т.д.

Открытые занятия (НОД)  проводят опытные, творчески работающие педагоги, имеющие высокий уровень методической подготовки, и обеспечивающие высокую эффективность образовательно-воспитательного процесса. Занятие (НОД) педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

К проведению открытых занятий (НОД)  могут привлекаться и начинающие педагоги, в качестве творческого отчета и, особенно, если у них есть интересные методические находки.

Открытые занятия (НОД)  посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ НОД , в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. (Отметим, что в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес).

Открытое занятие (НОД)  должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию материала или методикам его изучения. Занятие как форма организации образовательного процесса само может содержать новое, например особую структуру. В любом случае открытое занятие (НОД)  должно содержать новое для посещающих.

При подготовке к занятию  (НОД)  воспитатель должен использовать современную информацию, это поможет быть в курсе современных достижений.

Открытое занятие (НОД)  отражает работу педагога над методической темой. Его индивидуальная тема должна быть связана с общей методической темой учреждения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

Открытое занятие  (НОД) должно доказать преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому педагогу следует выбирать тему, содержание которой позволит это сделать. Например: методическая цель открытого занятия  (НОД)  – «Методика организации сюжетно-ролевой игры «Больница»». Воспитатель выбирает из рабочей программы тему, которая содержит игровой и воспитательно-образовательный  материал по знакомству и усвоению детьми функций врача и другого медперсонала в игровой форме.

Открытые занятия  (НОД) и их содержание не должны противоречить примерным и рабочим программам. Нельзя бесконечно расширять содержание материала, чтобы показать новую методику, не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на НОД .

Открытое занятие (НОД)  не должно наносить вред системе организации самостоятельной и совместной деятельности воспитанников. Нежелательно выделение только той части темы, которая наиболее ярко позволяет продемонстрировать новый методический прием.

Выбор методических приемов, методов образовательной деятельности  должен способствовать реализации методической цели. Воспитатель на открытом занятии должен показать их наиболее рациональное сочетание.

Недопустима «репетиция» открытого занятия (НОД)  с одной и той же группой детей. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят воспитанников к показу, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого занятия. Рекомендуется сообщить детям о проведении открытого занятия. Это подготовит их к ситуации, когда в группе будут сидеть посетители.

Открытые занятия (НОД)  проводятся в соответствии с планом методической работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки.

При планировании открытые занятия (НОД)  рекомендуется равномерно распределять по группам и по календарным срокам. Нежелательно проведение нескольких открытых занятий в одной и той же группе. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и дети. Нецелесообразно планировать открытые занятия на сентябрь, январь и июнь. Каждому педагогу рекомендуется проводить открытые занятия не реже 1 раза в 2 года. Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых занятий (НОД) и мероприятий входит в функциональные обязанности старшего методиста, курирующего методическую работу.

Организация проведения открытого занятия.

Воспитателю, проводящему открытое занятие (НОД)  рекомендуется обеспечить посещающих занятие планом НОД (технологической картой ) и методическими материалами, используемыми на занятии.

Материально – техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее, испытать в действии приборы и оборудование, продумать целесообразность, оптимальность и последовательность их применения на занятии. Следует помнить, что большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей.

При проведении открытого занятия  (НОД) соблюдаются все требования к образовательно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.

Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной детей, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Не рекомендуется располагать посетителей рядом с детьми.

Число посетителей не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда на открытое занятие приходят 10-15 педагогов. Отметим, что посещение группы хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для воспитателя и для детей, в связи, с чем в последнее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям занятий (НОД) .

Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход (НОД) , не выражать в присутствии детей своего отношения к работе педагога.

Не менее важным разделом методической работы является не только проведение и посещение открытого занятия, но и его анализ.

Хорошо организованное обсуждение является формой повышения психолого – педагогической и методической грамотности педагога, позволяет внедрить методические находки в педагогическую практику многих воспитателей ДОУ, что в результате позволяет повысить качество воспитательно-образовательной деятельности.

Анализ занятия проводится, как правило, в день его проведения. Все присутствующие на занятии (НОД)  сдают заполненные бланки анализа показанного занятия в методический кабинет.

Цель анализа – оценка правильности поставленных целей и задач занятия, степень их достижения в процессе занятия, целесообразность выбранных методов и средств, акцентирование внимания на применявшихся методических приемах, рассмотрение их эффективности в достижении целей и задач.

При обсуждении выступления должны носить четкий, конкретный характер, а не только эмоциональный («понравилось, не понравилось»), не уводить обсуждение от поставленной цели. В ходе обсуждения следует тактично отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя, отметить возможности использования полученного опыта для собственной педагогической деятельности.

Целесообразен обмен мнениями, которое вызывает не столько критическое оценивание коллеги, а творческое осмысление увиденного на занятии в преломлении собственного опыта педагогической деятельности.

Для эффективного обсуждения, посещающим занятие (НОД) , рекомендуется вести записи.

Выступления участвующих в обсуждении рекомендуется проводить в определенной последовательности: вначале проводит педагог – автор занятия, затем приглашенные педагоги, председатель аттестационной комиссии, руководитель методической службы. Обсуждение должно проходить в доброжелательной, благожелательной обстановке.

Воспитатель напоминает методическую цель занятия и кратко дает описание применявшихся методов.

На открытом занятии (НОД) педагог должен обеспечить достижение методической цели посредством достижения целей занятия. Поэтому самоанализ открытого занятия (НОД) педагог осуществляет по двум направлениям: с точки зрения достижения методической цели и усвоения детьми материала.

План самоанализа:

Степень выполнения целей и задач занятия

Разъяснение причин и обоснование необходимости всех отклонений от плана занятия.

Критическая оценка и комментарий (объективно оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые посещающие занятия могли не увидеть, не понять, не оценить).

Анализ работы воспитанников на занятии (педагог особое внимание уделяет элементам особого удовлетворения работой на занятии того или иного ребёнка: нередко посещающим занятие деятельность на занятии какого то ребёнка кажется естественным и обычным, в то время как для конкретного ребёнка такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии).

Затем занятие анализируют посетители с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями.

Если на открытом занятии демонстрировалась новая методика, посещающий педагог также ищет ответы на следующие вопросы:

Сможет ли он применить данную методику в своей работе?

Каковы границы применения?

Возможны ли негативные последствия использования нового метода?

Какие дополнительные источники информации необходимо изучить перед применением?

Таким образом, посещающий открытое занятие педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он одновременно подвергает оценке и свою деятельность. Подобная рефлексия очень важна.

Анализ занятия руководителем методической службы ДОУ.

Обобщающее слово воспитателя. Именно воспитатель должен завершать дискуссию, ибо он готовился к мероприятию, он был «учителем» не только воспитанников, но и «учителем» педагогов, он проводил мастер-класс.

© воспитатель МБДОУ д/с «Колокольчик» М. А. Попова