Обсудим: дети с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

  • Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
  • Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?
  • Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

Проблемы детства разнообразны и в их числе особое значение приобрели проблемы детей с ограниченными физическими, интеллектуальными, психическими возможностями здоровья. Государство и общество обязаны прилагать усилия к обеспечению равных возможностей реализации личности. Развитие социальных отношений в ХХI веке подняло эту комплексную задачу на международный уровень.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире насчитывается более 1 млрд инвалидов, что составляет примерно 15% населения планеты, и количество людей с той или иной формой инвалидности в мире растёт. Общая численность инвалидов в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 г. составила 12 751 тыс. человек (около 7% от общей численности населения Российской Федерации – авт.), в том числе детей-инвалидов – 617 тыс. человек1 (около 2,5% от общей численности несовершеннолетних в Российской Федерации).

Согласно официальной статистике в Курской области численность детей- инвалидов на начало 2019 года составила 4 779 человек2, что образует важнейшее направление работы областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также определяет соответствующую заботу общественности. Наметившаяся тенденция роста количества детей с ограниченными физическими возможностями, безусловно, актуализирует вопрос о причинах данного явления.

Известны факторные зависимости состояния здоровья человека от наследственных заболеваний, пагубных пристрастий родителей, экологических условий, производственного травматизма и несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий и преступлений. Очевидно, что социальную ответственность за это разделяют органы государственного управления и местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций, а также общество граждан с определённой проекцией социальной ответственности на каждого из нас. Какие меры следует предпринять, чтобы переломить сложившуюся ситуацию? Среди комплекса возможных мер – меры правового обеспечения условий жизни несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья. Условий, соответствующих требованиям об обеспечении им равных возможностей с целью полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

Развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения России признано важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности государства. Именно об этом прямо указано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК

Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях:
обследует детей;
даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.

Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

Обследование детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется по направлению образовательных организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных направлений развития современного образовательного процесса является создание инклюзивного пространства, позволяющего детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) полноценно участвовать в социальной жизни. Инклюзивность означает целенаправленное формирование со стороны общества условий (среды и поддерживающих услуг), позволяющих обучающемуся с ОВЗ включаться на равных с обычными детьми в образовательный процесс вне зависимости от характера и форм проявления психофизических особенностей.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения в инклюзивном пространстве выполняет одну из важнейших образовательных функций, поскольку грамотная психологическая и педагогическая поддержка способствует включению учеников в комфортную безбарьерную среду. Специалист психолого-педагогического сопровождения не только помогает в конкретных образовательных ситуациях, он также развивает жизненные компетенции своих подопечных, их родителей (законных представителей), осуществляет и поддерживает взаимодействие между всеми педагогическими специалистами.

Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.

В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять:
— в группу компенсирующей направленности,
— в группу комбинированной направленности.

Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности.

Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты, недоразвитием речи и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений. В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою. Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений.

Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности

Группы компенсирующей направленности — это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее.

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий. А специальные образовательные условия — это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи.

К специальным образовательным условиям следует отнести:

повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ; методическую составляющую; изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать: это подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения.

Сегодня наше общество постоянно сталкивается с оптимизацией процессов и условий. Тяжёлой проблемой во многих регионах становится сокращение логопедов, психологов, дефектологов. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в детских садах не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей.

В Тамбовской области многое делается для достижения главной цели –улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, содействие в создании безбарьерной среды для детей-инвалидов во всех сферах жизни общества, однако проблем ещё много.

Нормативно-правовые материалы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней.

Международные (подписанные СССР или Россией) акты, к которым относятся:

— Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971);

— Декларация ООН о правах инвалидов (1975);

— Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982);

— Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993);

— Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994)Федеральные нормативно-правовые акты, к которым относятся:

— Конституция РФ (1993);

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012);

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и др.

В конце 2012 года был принят, а уже с 1 сентября 2013 года вступил в силу, новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором нашли отражение нормы международного права, направленные на реализацию прав на образование лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья и (или) инвалидность.Остановимся на некоторых положениях закона подробнее. Этим законом впервые на законодательном уровне были введены такие основополагающие понятия как:

— инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

— адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Указанный законодательный акт (Закон) чётко определяет, что ребёнок получает статус обучающегося с ОВЗ только в том случае, если это подтверждено психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и с согласия родителей. Более того, к полномочиям ПМПК отнесено и определение специальных условий, отсутствие которых препятствует получению образования ребёнком с ОВЗ и создать которые, согласно Закону, должна образовательная организация, в которой будет обучаться ребёнок. К таким специальным условиям можно отнести наличие адаптированной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, специальных технических средств, создание безбарьерной среды и т.д.

Стоит отметить, что заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер, однако, если родители (законные представители) ребёнка согласны с рекомендациями комиссии, то на образовательную организацию, в которой обучается, или планирует обучаться ребёнок с ОВЗ возлагается обязанность по реализации всех рекомендаций ПМПК. Таким образом, на данный момент существует два понятия, которые следует дифференцировать: инклюзия (в узком смысле) и интеграция. Инклюзией (в узком смысле) считается обучение ребёнка с ОВЗ в одной группе с нормально развивающимися сверстниками. Интеграция предполагает обучение ребёнка с особыми образовательными потребностями в специализированной (ранее бы сказали – коррекционной группе).

В настоящее время отмечается необходимость поиска новых векторов развития образования, в том числе и инклюзивного образования. Однако отдельные вопросы требуют более тщательной проработки и последующего издания огромного количества нормативных документов федерального и в несколько раз больше актов регионального и муниципального уровней.

Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-deti-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-3619366.html

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *