Интервью с воспитателем Старчиковой Т.Н.

— Как Вас зовут, кто Вы по образованию?

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Николаевна, я  работаю уже 12 лет воспитателем в разных группах детского сада «Колокольчик». По образованию  я — учитель начальной школы.

— Вы помните свой первый рабочий день воспитателем?

Помню, у меня был некий страх, но в то же время меня переполняло чувство нежности, мне хотелось каждому из них отдать частичку своей души.  Как только родители оставляли детишек, они начинали плакать. Но через час-два в процессе игры я наблюдала, как они привыкают, осваиваются, успокаиваются. Когда укладывала малышей спать, проходила мимо кроватей, гладила всех по головкам и желала сладких снов.

Какова вообще роль воспитателя для детей?

Главной ролью воспитателя в развитии ребенка, является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить малышу положительные качества, определить способности ребёнка и поддержать его.

— Работа с людьми, а особенно с детьми, — всегда риск эмоционального выгорания. Какой Ваш рецепт не выгореть?

Стараюсь в жизни правильно расставить приоритеты . Что стоит на первом месте? Конечно, семья. Но иногда можно пойти и на компромиссы, мне повезло — у меня понимающая семья, которая во всем мне помогает и поддерживает. Стараюсь всегда мыслить позитивно. «Не бойтесь совершенства, вам его не достичь». Так что все, что нам остается, – стремиться к нему. Ищу источники вдохновения. Обожаю любоваться цветами и в доме, и на улице.

– А что нужно, чтобы стать воспитателем?

Учиться, учиться и учиться. Для работы с детьми нужны не только профессиональные знания, но и специфический набор психологических качеств, определенный склад характера. Воспитатель детского сада должен знать методики, программы, техники и приемы работы с дошкольниками. Эти знания помогут ему организовать разные виды деятельности: воспитательной, учебной, игровой. Нужно хорошо разбираться в психологии детей дошкольного возраста. Это поможет не просто применять профессиональные знания, а адаптировать их под каждого ребенка из своей группы, найти к нему подход. Для воспитателя важно уметь взаимодействовать с родителями, при необходимости консультировать их, решать сложные или конфликтные ситуации.

У Вас в группе 18 человек. Все с разными характерами, из разных семей. Насколько удается задавать каждому тот самый правильный вектор?

Тут важно знать и понимать возрастные особенности детей. Нужно знать раннее перенесенные ребёнком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние и склад нервной системы, свойство их памяти, склонность и интересы. То есть максимально погрузиться в личность и индивидуальную ситуацию ребёнка. Это и учитываю, чтобы задать тот самый правильный вектор.

— Чем нравится работа в детском саду?

Нравится тем, что все время нужно двигаться вперед. С детьми невозможно стоять на месте: нужно много знать и уметь. Ребенку необходимо рассказывать и объяснять понятным языком очень многие вещи. А для этого нужно все время саморазвиваться и самообразовываться. Да и в целом, работа в детском саду — это многократное проживание детства.

Гаджеты прочно входят в нашу жизнь. Пользы от смартфона и планшета для ребенка больше, чем вреда?  

Вопрос риторический. Как мы сейчас без гаджетов? Нужно соблюдать баланс. Чтобы минимизировать негативное влияние и усилить положительное, достаточно следовать правилам использования планшетов и смартфонов. Очень важно сразу приучать ребёнка к  правилам, чтобы они стали для него привычкой. Не только к правилам пользования гаджетами, а вообще, в житейском смысле. Правила поведения, правила общения, правила безопасности и т.д.

– Кому бы вы порекомендовали Вашу профессию и о чем бы хотели сразу предупредить?

Ну, наверное, тем, кто любит детей, хочет с ними постоянно общаться, готовых принять все детские шалости, слезы. Воспитатель должен быть творческим, добрым, отзывчивым человеком, умеющим передавать свою любовь детям.

– Какие качества нужны человеку, который хочет стать специалистом в этой области?

Доброта, любовь к маленьким детям, терпеливость, стрессоустойчивость, целеустремленность.

– Что Вы можете сказать о своих воспитанниках, и как к Вам относятся дети?

Все мои воспитанники очень общительные. Мы нашли общий язык, с полуслова понимаем друг друга, поэтому работать с ними легко и очень интересно.

— Современный воспитатель – он какой?

Педагог 21 века не может быть фигурой статичной, работающей по единожды определенным для себя правилам. Он должен уметь легко переключаться на новое, работать над собой, постоянно совершенствовать своё мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики. Только тогда он сможет «говорить на одном языке» с детьми, быть понятым, соответствовать духу времени. Сегодня уже никого не удивишь умением владеть информационно-коммуникативными технологиями, разнообразными гаджетами — они прочно вошли в нашу жизнь и образовательный процесс. Но современный воспитатель должен расширять спектр своих профессиональных возможностей. Все дети разные, в том числе и с ограниченными возможностями, с отклонениями в развитии, одаренные и талантливые дети. Современный воспитатель, помимо владения педагогикой и методикой дошкольного образования, должен обладать знаниями психолога, дефектолога, логопеда. Это требование нашего времени. Воспитатель 21 века – это творческий, самобытный, образованный, интеллигентный, самостоятельный и инициативный педагог, умеющий прогнозировать и оценивать свои результаты, рационально управлять своим временем и эмоциями, ведущий здоровый образ жизни.

— Ребенок 21 века, какой же он?

Прежде всего это все тот же ребенок. Вообще-то современный ребенок так же, как и сто лет назад учится сидеть, ползать, ходить, говорить, самостоятельно держать ложку, учится правильно держать карандаш, учится вырезать и завязывать шнурки. Может показаться, что современный ребенок все делает чуть быстрее: быстрее одевается, но только потому что одежда не содержит мелких застежек, все удобно, кругом трикотаж, на ботинках липучки, а на куртках молнии, Правда малыш с трудом застегивает пуговицы. Главное не одеться задом наперед. Малыш 21 века более информирован, потому что новейшие технологии позволяют получать быстро (практически моментально) огромный объём информации, к которому не было такого свободного доступа даже десять лет назад. В роли воспитания современного ребенка всемирная сеть играет первостепенную роль. Нужно отметить, что огромный поток информации негативно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии дошкольника. Отличительной чертой современного ребенка является, проблема социализации. Ребенок не видит примера «живого» общения, потому что находящиеся рядом взрослые чаще всего общаются, переписываясь в социальных сетях. Малышу очень трудно адаптироваться к общению со сверстниками, особенно если он не такой как остальные, в одной группе детского сада могут оказаться дети и с особенностями здоровья, и одаренные ребятишки, которым неинтересно, потому что не о чем разговаривать, а тем более играть в какие-то «игрушки», тем более предложенные воспитателем подвижные и дидактические игры. Еще ребенок 21 века – нуждается в постоянном тотальном контроле со стороны взрослых. Нынешние дети не могут одни остаться дома, даже если их предупредили что дверь открывать нельзя и со спичками не играть, и на окно не залезать и тд. Если сравнивать современного дошкольника с детьми прошлого века, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И совершенно невозможно в воспитании ребенка 21 века применять подходы и методы, бывшие актуальными 20, 30, 40 и 50 лет назад.

— Приоритетное направление Вашей педагогической деятельности сейчас — «Нетрадиционные техники рисования». Расскажите, почему выбрали это направление?

Кажется, что может быть проще — научить рисовать….?! Нетрадиционные техники не только занимательны для детей, но и чрезвычайно полезны. Это рисование даёт безграничные возможности для творчества. Рисовать можно чем угодно, что найдется под рукой. Занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию фантазии, логики, мышления, что очень важно при обучении в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытие в себе новых возможностей. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и манная крупа. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие, нетрадиционные материалы.

– Ваши пожелания детям.

Я хочу пожелать всем моим деткам здоровья, чтобы они всегда слушались родителей и, конечно же нас, воспитателей. И мирного неба над головой.

– Спасибо за интервью.

Вопросы задавала воспитатель Попова М.А.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *